My Career: From Start to Finnish
Finland is best for work, life and family, says Silvia
Silvia Gaiani, Italy. Senior researcher (forestry and agriculture)
«Финляндия — это страна, где вы можете увидеть, как сбываются ваши мечты».
Итальянка Сильвия Гаяни (Silvia Gaiani) описывает себя как жительницу Болоньи с чемоданом в руке, при этом в душе она типичный представитель «творческой интеллигенции». До переезда в Финляндию она работала в нескольких международных организациях и университетах по всему миру, в том числе консультантом в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Двадцать лет назад, желая освоить экзотический язык, Сильвия решила выучить финский, пройдя курс в Болонском университете. Позже она переехала из Италии в финский город Йоэнсуу и проводила исследования в постдокторантуре университета, но была вынуждена вернуться домой после завершения исследовательской работы. Спустя годы, когда в Сейняйоки открылась вакансия ее мечты, Сильвия снова оказалась в Финляндии, чтобы возглавить направление современных исследований в области пищевых инноваций и предпринимательства в Южной Остроботнии.
Причина, по которой я оказалась в Финляндии, это… моя история любви с Суоми, которая началась очень давно. Я взялась изучать финский язык в Болонском университете около 20 лет назад. Только трое учеников в то время посещали занятия по финскому языку, и это меня заинтриговало. Я хотела выучить новый язык, а финский для меня звучал достаточно экзотично, чтобы попробовать. В то время я знала о Финляндии только то, что это земля оленей, Санта-Клауса и северного сияния (я до сих пор смеюсь, когда думаю о том, какой малообразованной я тогда была!).
Я сдала два экзамена по финскому языку, и было здорово! Но потом я надолго забыла о своем финском, пока не увидела рекламу Министерства иностранных дел Италии, предлагавшую стипендии исследователям, получившим докторскую степень и желающим проводить свои исследования в Финляндии. Мне это показалось интересным, но в то время я не имела никакого отношения к финским университетам. Я провела небольшое онлайн-исследование и написала электронные письма профессору Эркки Сутинену (Erkki Sutinen), который проводил исследования в области ИКТ для проекта развития в Йоэнсуу. Он ответил на мои письма, и в итоге я оказалась в Университете Восточной Финляндии в качестве постдок-исследователя (в то время это все еще был Университет Йоэнсуу). Эркки был (и остается!) действительно блестящим, умным, увлеченным человеком, который многому меня научил, в том числе и в отношении Финляндии. Я по-настоящему влюбилась в страну, в финскую кухню, особенно в карельские пироги и финский хлебный сыр (leipäjuusto), ее леса и тишину, а также в непринужденный образ жизни.
Когда мой исследовательский период закончился, мне было очень грустно, что придется вернуться в Италию. Я поклялась себе, что рано или поздно опять приеду в Финляндию. Такая возможность представилась в январе этого года, когда после отбора я была назначена старшим научным сотрудником Ruralia Institute в Сейняйоки. Для меня это стало сбывшейся мечтой!
Больше всего в моей нынешней работе в качестве исследователя мне нравится… возможность через мою исследовательскую работу вносить свой вклад в региональное развитие на его важном историческом этапе. Я возглавляю пятилетнее исследование в области пищевых инноваций и предпринимательства в условиях перехода к устойчивому сообществу в институте Ruralia, который является частью Университета Хельсинки. В центре внимания моего исследования — Южная Остроботния, регион с более чем 110 продовольственными компаниями. Некоторые из них действительно крупные финские организации, такие как Valio, Atria, Altia, но большинство — небольшие семейные компании, производящие продукты питания, со штатом сотрудников от одного до четырех человек.
Южную Остроботнию называют продовольственной провинцией Финляндии. В настоящее время в регионе, с точки зрения предпринимательской деятельности, происходит много событий, создаются новые бизнес-модели и формируется новая политика. В то же время местные компании сталкиваются с рядом проблем, включая высокие производственные затраты, низкий уровень интернационализации и отсутствие взаимодействия между компаниями. Я нахожу свое исследование чрезвычайно интересным: оно проводится в тот момент, когда Южная Остроботния проходит через новую фазу своего развития и пытается выяснить, как повысить конкурентоспособность, открываясь для инноваций, особенно в пищевой промышленности.
В течение этих пяти лет я отвечаю за то, чтобы принести ощутимые результаты в регион и активно поддерживать местные продовольственные компании в их стремлении стать более устойчивыми и инновационными.
Для меня большая честь, что директор института Ruralia Сами Куркки (Sami Kurkki) позвонил мне и сказал: «Если вы все еще заинтересованы в этой работе, она — ваша!».
Основные различия в трудовой жизни в Финляндии по сравнению с другими странами, где я работала… Я бы сказала, что для меня Финляндия — лучшее место не только для работы, но и в целом для жизни и семьи. Финляндия была признана самой счастливой страной в мире, и я понимаю почему. Люди находят удовольствие в небольших, личных вещах в своей жизни, извлекая из этого лучшее, наслаждаясь прекрасной системой социального обеспечения и эффективной управленческой политикой.
К тому же это очень безопасная страна. Я не могу вспомнить, сколько раз я где-то оставляла свой мобильный телефон или кошелек и находила их! Финляндия полна природных красот и имеет прекрасные условия для работы. В целом рабочая среда в стране характеризуется низкой иерархией, высокой автономией сотрудников, равенством и сотрудничеством.
И, конечно, зарплаты в Финляндии выше, чем в странах Южной Европы. Люди, работающие в Финляндии, пользуются такими льготами, как возможность оформить больничный лист, когда их ребенок заболевает, а также длительный декретный отпуск.
Говоря это, я не могу не сказать, что я больше всего в восторге от рабочей среды в институте Ruralia. Я чувствую себя частью семьи, где все меня поддерживают и ободряют, где у меня есть возможность расти и учиться, выполняя работу своей мечты. Мне нравятся еженедельные встречи с директором Ruralia, перерывы на кофе с коллегами и возможность опираться в своей работе на прекрасное профессиональное сообщество.
Между Йоэнсуу и Сейняйоки, честно говоря, я не заметила больших различий. Мне сказали, что люди в Южной Остроботнии немного более закрыты и консервативны, но я встречала только дружелюбных и непредубежденных людей. Хотя я очень плохо говорю по-фински, каждый человек, с которым я общалась, изо всех сил старался понять меня, помочь и быть гостеприимным.
Новые моменты, которые международные специалисты могут привнести на рабочее место в финских организациях, заключаются в… У Финляндии нет долгой истории приема международных мигрантов, и я знаю, что сейчас в обществе идет большая дискуссия о необходимости привлечения большего количества рабочих и, в целом, больше международных кадров. Я считаю, что рабочая иммиграция могла бы улучшить занятость в Финляндии, способствовать экономическому росту, компенсировать нехватку рабочей силы и помочь ситуации со стареющим населением. Я также считаю, что трудовые мигранты могут получить большую выгоду от работы в финских организациях.
Я предполагаю, что в будущем мы увидим рост числа финских компаний, управляемых иностранцами в сотрудничестве с финнами, увеличение числа смешанных и международных браков и рост числа людей, желающих переехать в Финляндию и жить в ней. Я должна сказать, что среди многих иностранцев, которых я встретила во время работы в Финляндии, ни один не вернулся на родину.
Сильные стороны Финляндии при движении в сторону устойчивой продовольственной системы… огромны. Финляндия — лидер с точки зрения политики и законодательства в этой области. Например, Финляндия — единственная страна в мире, которая анонсировала «Национальную стратегию по исследованию пищевых продуктов 2035». Продовольственная система Финляндии основана на устойчивом, гибком и конкурентоспособном производстве продуктов питания и кормов. Страна сегодня — пионер в области устойчивых пищевых инноваций: Финляндия активно реализует пилотные проекты по исследованиям, инновациям и новым методам работы для устойчивых продовольственных систем.
В ближайшие годы, основываясь на соглашении об инновационной экосистеме Финляндии, Сейняйоки будет способствовать устойчивому восстановлению пищевой экосистемы и умному обновлению пищевой промышленности. У меня, среди прочих, есть одна мечта, чтобы устойчивое преобразование продуктов питания сопровождалось растущим интересом к финской культуре питания и продвижению кухни страны. Если это произойдет, я подозреваю, что Финляндия будет доминировать на гастрономической сцене будущего!
Я хотела бы посоветовать тем, кто задумывается о переезде в Финляндию по работе… возьмите с собой теплую одежду и готовьтесь к неожиданному. Финляндия — страна, где вы сможете увидеть, как сбываются ваши мечты!
Что мне больше всего нравится в Сейняйоки и Южной Остроботнии… что город предлагает хорошие услуги, а также всевозможные развлечения для детей. Мне нравятся фермерские рынки на главной площади города, также я люблю проводить время в библиотеке, спроектированной Алваром Аалто (Alvar Aalto). Аалто действительно оставил свой значимый след в Сейняйоки.
Мои исследовательские интересы в Финляндии поддержали следующие организации… В Сейняйоки нет университетов, поэтому у города весьма своеобразная «академическая» история. В 1960 году была создана Ассоциация университетов Южной Остроботнии с целью предоставления образования на университетском уровне (в основном это были летние школы) и содействия исследовательской работе, развитию и сотрудничеству в области высшего образования в регионе. В 1999 году была образована Сеть университетов Южной Остроботнии (Epanet) с целью формирования высокопрофессиональных исследовательских групп по отраслям, необходимым в Южной Остроботнии: благосостояние и творчество, интеллектуальные технологии, устойчивые решения в области питания, предпринимательства и роста.
Моя должность — позиция в профессуре Epanet, частично спонсируемая Университетом Хельсинки, но также и рядом муниципалитетов Южной Остроботнии и некоторыми продовольственными компаниями, среди которых Valio и Atria. Основное внимание в моих исследованиях уделяется продуктам питания, устойчивости и инновациям в регионе. Я считаю, что Университетский Консорциум Сейняйоки — уникальный и успешный механизм, который смог укрепить местное академическое сообщество и наладить связи между учеными и региональной экономикой. Мне также нравится идея, что сформированный в Сейняйоки кампус — очень яркий и деятельный, он объединяет университеты, производственные предприятия и органы власти. Здесь проводятся интересные мероприятия, которые стоит посещать, и есть множество людей, с которыми стоит установить контакты!
Хобби, которыми мне очень нравится заниматься в Финляндии… Я люблю ходить в лес, собирать грибы и ягоды. Мне особенно нравится право каждого человека на природу, что подразумевает, что любой человек имеет право свободно перемещаться по природным территориям и отдыхать на них, собирать дары природы, и для этого не требуется разрешения собственника и не взимается никакая плата.
Мне также нравится совершать длительные велосипедные прогулки (в Италии вы рискуете жизнью каждый раз, когда садитесь на велосипед), ходить в сауну, а затем плескаться в холодном озере. Но я не выбрала ни один из экстремальных видов спорта, которыми славятся финны: я не участвовала ни в соревнованиях по ловле комаров в северном городе Пелкосенниеми, ни в Чемпионате по игре на невидимой гитаре.