• News
  • People
  • Long Read
  • Opinion
  • Images
SUBSCRIBE

Feature

Finnish startup scene puts change into high gear during pandemic

Finland’s startup scene was just about to celebrate attracting its greatest VC funding figures ever. Then the pandemic hit, changing the playing field in unprecedented ways.Companies/Facebook

The “most attractive startup scene in Europe” has come a long way from the previous economic downturn. But how many punches can it take and live to tell the tale amid the COVID-19 pandemic?

27 сентября 2008 года Вилле Вестеринен (Ville Vesterinen) наконец-то смог отдохнуть после напряженной недели планирования нового мероприятия для стартапов, намеченного на конец года. Идея мероприятия, которое придумали Вестеринен, Питер Вестербакка (Peter Vesterbacka), Кай Лемметти (Kai Lemmetty) и Хелене Аурамо (Helene Auramo), заключалась в следующем принципе: «для стартапов силами стартапов или ничего».

По другую сторону Атлантики тоже произошла неделя, за которую случаются десятилетия (В. Ленину приписывают фразу «Есть десятилетия, когда ничего не происходит, и недели, за которые происходят десятилетия», — прим. пер.), когда правительство США боролось с последствиями Всемирного экономического кризиса 2008 года. Тот кризис в течение последующих пяти лет нанесет урон мировой экономике, что приведет к серьезным социальным последствиям. В Финляндии же этот исторически памятный финансовый кризис создал благоприятную почву для обучения и перемен.

Мероприятие Вестеринена, которое Вестербака назвал Slush (англ. «Слякоть»), расцвело в самое погодно неприглядное время в Финляндии – в ноябре. Плодородной почвой на самом деле стало живое студенческое сообщество вновь образованного Университета Аалто и расцветающая технологическая индустрия, наполнившаяся недавно уволенными работниками компании Nokia. Превратившись в крупнейшее стартап-мероприятие в Северной Европе, Slush стал воплощением движения Финляндии в сторону высоких технологий в 2010-х годах. Это то самое десятилетие, которое закончилось рекордными инвестициями в экосистему стартапов, вслед за пятикратным увеличением за последние десять лет.

Все, казалось, выглядело хорошо. Даже отлично.

Что-то заимствованное, что-то новое

Новое руководство Slush — генеральный директор Миика Хуттунен (слева) и президент Оона Поропудас — было представлено в феврале и с самого начала было вынуждено применить инструменты антикризисного управления. Изображение: Slush

Через 4221 день (или 46 деловых кварталов) после рождения Slush мировые рынки снова оказались в свободном падении, на этот раз из-за пандемии коронавируса. Поскольку риски сложились таким образом, что поставили под угрозу само существование движения, руководство стартап-мероприятия приняло трудное решение отменить конференцию 2020 года.

«Slush был основан после Мирового экономического кризиса 2008 года с единственной целью: помочь основателям изменить мир, — говорит Миика Хуттунен (Miika Huttunen), нынешний генеральный директор Slush. — Способы реализации этой миссии могут измениться, но это всегда останется нашей целью».

И поэтому Slush взял на себя обязательство переориентировать свою деятельность на оказание помощи стартап-сообществу на постоянной основе, а не просто в обычные два дня ярмарки в году, дружно закатав рукава, чтобы помочь ослабить экзистенциальный кризис, с которым столкнулись многие.

В настоящее время команда Slush обдумывает детали нового подхода, которые станут известны осенью. Тем временем ежедневная рутина не позволит стартапам остаться без дела этим летом.

«Теперь стартапы должны будут более тщательно оценивать свою реальную ситуацию, чтобы иметь возможность принимать правильные и, возможно, трудные решения. Для многих пришло время сократить слабые звенья и сосредоточиться на основных вещах», — утверждает Хуттунен.

Тем не менее, успех в новую эру пандемии – не только в сухих цифрах бизнеса. На сегодняшнем этапе развития стартапов лучшие решения также требуют лучших специалистов, а лучшие таланты ценят ориентированную на человека деловую культуру и соответствующие ценности.

«Одна из самых важных вещей для лидерства — эмпатия. Миссии, ценности и культура компании пройдут проверку, и этот период также может стать источником для обновления», — предполагает Хуттунен.

Наступательные маневры

Некоторые крупные компании, такие как платформа доставки продуктов Wolt, были хорошо подготовлены к тому, чтобы справиться с кризисом. В то время как развитие сервиса доставки ресторанной еды остается основным направлением деятельности, в последние годы компания неуклонно диверсифицировала свои услуги. Этот шаг помог Wolt, так как ритейлеры все больше искали способы охватить клиентов, находящихся в вынужденной изоляции.

Сервис доставки еды Wolt уверенно переживает бурю пандемии, заручившись финансированием в 100 млн евро. На фото: генеральный директор Мики Кууси (справа) и Марианне Виккула, вице-президент по вопросам новых рынков. Изображение: Wolt

Теперь Wolt также соединяет клиентов на различных рынках с розничными торговцами, продающими косметические товары, товары для дома, цветы, мороженое и другие десерты, продукты питания, корм для домашних животных, дезинфицирующие средства для рук, а также фрукты.

Компания смогла усилить свое глобальное присутствие на прибыльном рынке, который, по оценкам экспертов, к 2030 году вырастет в 10 раз и составит 350 миллиардов долларов. Потенциал фирмы на этом новом пандемическом игровом поле не остался незамеченным: в мае Wolt привлекла дополнительное финансирование от существующих инвесторов в размере 100 миллионов евро.

«Без глобального кризиса и возможной ожидаемой рецессии впереди мы бы не закрыли этот раунд финансирования. Теперь мы обязаны сделать все возможное, чтобы быть рядом с нашими сотрудниками и партнерами», — заявил генеральный директор Мики Кууси (Miki Kuusi), который ранее стоял у руля Slush.

Пандемия для многих будет иметь трагические последствия, но она также создаст благодатную почву для новых идей. В то время как компании, подобные Wolt, и такие сегменты, как технологии в здравоохранении, разработка ПО и игровой сектор, продолжают масштабирование операций и развитие, есть множество стартапов, которые должны были объединиться вокруг своих основных функций и стратегий или же совершить кардинальные перемены, чтобы выжить.

Карди­нальные решения

Можно утверждать, и довольно уверенно, что слово Zoom было мало кому известно до марта этого года. В результате пандемии и перехода к удаленной работе личные встречи лицом к лицу быстро стали далеким воспоминанием. Индустрии событий повезло куда меньше. Тысячи мероприятий по всему миру — от Mobile World Congress в Барселоне до Олимпийских игр в Токио и конкурса песни «Евровидение» —не состоятся в 2020 году.

Отрасль стоимостью примерно 1,1 триллиона долларов США в год сталкивается с неизбежным и сложным вопросом: что из этого и в каком объеме мы действительно сможем осуществить в цифровом виде?

Если вы спросите сетевую платформу Brella, ответом будет: сможем сделать все. В марте поставщик инструментов для организации мероприятий и налаживания деловых контактов столкнулся с серьезной проблемой: почти сразу же начался отток клиентов и впервые за всю историю бизнеса продажи приблизились к нулю.

«В марте у нас были нулевые продажи», — вспоминает директор по маркетингу компании Клаудио Камачо (Claudio Camacho).

В этот безумный месяц США — основной рынок Brella — установили запрет на поездки, а Европа начала ограничивать перемещения и выпустила инструкции по социальному дистанцированию.

«Фактически проведение мероприятий оказалось вне закона, и следовательно мы не могли продавать наш продукт. Мы должны были или придумать что-то новое, чтобы помочь сражающейся отрасли, или просто смотреть, как гибнут наши клиенты и, в конечном итоге, мы с ними».

Затем последовала интенсивная четырехнедельная фаза разворота, во время которой стартап преобразовал свой базовый классический продукт для поиска бизнес-партнеров в единую универсальную ивент-платформу.

«Новый продукт позволяет организаторам мероприятий проводить все свои события в онлайн-режиме с помощью виртуальных собраний с использованием нашей собственной технологии, потокового вещания или предварительно записанных видео выступающих и нескольких параллельных сессий, как это было бы на физическом мероприятии».

Вместо временного компромиссного решения, которое позволило бы переждать шторм, Brella приняла кардинальное решение, которое предлагает ивент-индустрии новую нормальность, а самой компании – обновленное лицо.

«В апреле и мае мы достигли рекордных в своей истории продаж», — подтвердил Камачо.

По прогнозам, порядка 10 миллионов мероприятий, ежегодно организуемых по всему миру, к 2026 году превратятся в 2,3 триллиона долларов США: ивент-индустрия находится в самой гуще серьезного поиска новой идентичности.

Хотя мероприятия могут проводиться виртуально, сколько из них «переедут» в онлайн на постоянной основе в постпандемическом мире?

«Вы знаете, это вопрос на миллиард долларов, не так ли? Компания, которая это выяснит и сможет применить на практике, займет ключевые позиции. Я думаю, что мы увидим изменения, но не повальные. Могу предположить, что около 10 процентов всех событий в будущем станут гибридными мероприятиями», — прогнозирует Камачо.

Изменения и преемственность

Для подавляющего большинства коронавирус стал нежданным шоком: он повлек экзистенциальный кризис и в одночасье изменил ситуацию в мире. С другой стороны, многие признают пандемию не как «снег на голову», а как нечто, что было вполне предсказуемо, но что мы в массе своей предпочли игнорировать. Для этих людей сходство нынешней ситуации с проблемами эффективных действий в области изменения климата неоспоримо.

«Мир утопает в отходах, — говорит Йонне Хеллгрен (Jonne Hellgren), генеральный директор RePack. — Кризис показал, что наш мир — очень хрупкое место, и мы не можем продолжать вести себя так, как раньше».

Основное внимание в деятельности RePack уделяется обеспечению устойчивого обслуживания клиентов и привлечению новых потребителей. Изображение: RePack

С учетом того, что экологическая устойчивость приобретает новое звучание, инновационная бизнес-идея RePack четко вписывается в циркулярную экономику: клиенты гигантов онлайн-торговли, таких как Zalando, Ganni, а также Otto и Chibo, при оформлении заказа платят дополнительную сумму, чтобы покрыть стоимость упаковки для их покупки. Эта сумма затем возмещается, как только они опускают использованную упаковку в почтовый ящик в любой точке мира.

Желтая многоразовая упаковка обещает стать нормой устойчивой электронной коммерции во всем мире и сегодня является фактически единственным подобным решением. Пандемия увеличила существующие доходы RePack, но также затормозила появление новых клиентов и новое финансирование.

«В феврале мы открыли новый раунд финансирования, еще до того, как COVID-19 стал глобальной проблемой. И совершенно не удивительно, что в условиях продолжающегося кризиса новый раунд на стал успешным, — смеется Хеллгрен. — Но если это новый стандарт для реальных оборотов электронной коммерции, у нас появляется довольно хорошая возможность добиться успеха».

Решения мирового уровня трудно игнорировать

Вернемся к Slush: механизм помощи местной стартап-индустрии уже запущен. Первым шагом стало обнародование результатов опроса представителей местной стартап-экосистемы в период COVID-19.

«Наши предварительные исследования допускают снижение оценки стоимости стартапов на 30–40 процентов, — говорит Томми Бергстрём (Tommi Bergström), отвечающий за аналитику и стратегию в Slush. — Это зависит от того, как вы на это смотрите: некоторые говорят, что уже в течение достаточно долгого времени была необходима перезагрузка, другие же сосредоточены на острых экономических последствиях для предпринимателей и учредителей, чьи акции компаний, вероятно, упадут в цене».

Ясно, что многим компаниям, чтобы выжить — и быстро — нужно будет новое финансирование. По прогнозам, без свежего капитала срок жизни 50 процентов всех стартапов истечет через шесть месяцев. Чтобы остаться на плаву, почти половина опрошенных компаний в 2020 году ожидает поднять меньший по объему раунд инвестиций, чем планировалось ранее. Большинство не сдается без боя: лишь восемь процентов этих уязвимых стартапов вообще прекратили сбор финансовых средств.

Тем не менее, когда речь идет о венчурных и частных акционерных компаниях, показатели демонстрируют большую устойчивость: 85 процентов из них полностью или частично способны удовлетворить свои финансовые потребности на следующий год. И, что самое важное, венчурные капиталисты остаются активными и внимательными к событиям на рынке даже в эти беспрецедентные времена.

Даже в разгар пандемии такие стартап-хабы, как Maria01 в Хельсинки, продолжают оставаться важными центрами для появления и реализации больших идей. Среди членов этой группы — платформа Brella. Изображение: Maria01

«Роль венчурного капитала состоит в том, чтобы поддерживать основателей компаний смелым видением, помогать в создании ключевых в своих сегментах компаний и брать на себя высокие риски,  — подчеркнулТимо Ахопелто (Timo Ahopelto), один из основателей Lifeline Ventures. — Этот тезис в основном остается неизменным в условиях кризиса: создание хорошей компании требует времени, и подобный кризис будет похож на скачок скорости спустя годы на пути любого успешного стартапа. Для предпринимателей кризис открывает новые возможности и помогает сосредоточиться на самом важном — на построении отличных компаний».

Согласно исследованию, организованному в июне командой аналитиков Slush, будущие стартапы мирового уровня из Финляндии должны будут найти три предпринимательских нарратива: разнообразие, целенаправленность и сотрудничество.

«Я думаю, что у Финляндии есть реальная возможность стать лидером идей или сторонником этих тенденций. У нас есть все, что нужно», — утверждает Бергстрём.

Фонд-рекордсмен
женщина у стеныВ 2019 году финские стартапы и компании на ранних стадиях развития привлекли 511 млн евро инвестиций. Из этой суммы 113 млн были получены от финских венчурных инвесторов и 180 млн – от иностранных венчурных фондов. Эти цифры позволили финской стартап-экосистеме обновить свои позиции в качестве наиболее привлекательного объекта венчурных инвестиций на душу населения.

Самое главное, что последние два года много говорят о растущей интернационализации экосистемы. Доля иностранных венчурных инвестиций выросла с 51 млн евро в 2016 году до 180 млн евро в 2019 году. Это идет рука об руку со средним размером венчурных инвестиций на более поздней стадии развития компании, который вырос с 1,2 млн евро в 2016-м до 7,2 миллиона евро в 2019 году.

Эта вновь обретенная зрелость помогает членам местной экосистемы пережить нынешний шторм.

«Начиная с 17 июня у нас также будет новая частно-государственная программа финансирования Venture Bridge funding program для поддержки финских стартапов в преодолении ситуации с COVID-19, – прокомментировала Пия Сантавирта (Pia Santavirta), управляющий директор FVCA. – Благодаря инвесторам и, например, организатору ведущего в мире стартап-мероприятия Slush, а также крупнейшему в странах Северной Европы и постоянно расширяющемуся стартап-центру Maria 01 мы преодолеем последствия нынешнего кризиса».

По мере развития стартап-экосистемы возникают новые потребности. В конце 2019 года Business Finland запустила свой сервис Dealflow на базе искусственного интеллекта, цель которого – связать инвесторов с финскими компаниями через интернет.

By: Samuli Ojala
09.06.2020