Do I Know You?
DO I KNOW YOU? “I believe and hope these exceptional times will boost combat against climate change,” says Jukka Leskelä
According to Jukka Leskelä, the best part of being the frontman of the energy sector is to speak out for change and break the preconception that the industry is acting as an obstacle to an energy revolution.
Повсеместно употребляемая модная фраза «энергетическая революция» часто применяется при описании текущего переходного периода, в котором мы сегодня находимся: масштабная перестройка при движении в сторону устойчивой энергетики, в рамках которой мир перейдет на новые способы производства и энергетические системы.
Быстрый отказ от ископаемых видов топлива для борьбы с изменением климата означает, что устойчивая энергетическая система будущего в своем развитии постепенно будет опираться на возобновляемые источники энергии и циркулярную экономику. Роль энергии в обществе настолько велика, что энергетическая революция затрагивает нас всех, но поскольку энергия — обширная сущность, обуздать и удержать ее представляется трудной задачей.
Однако для Юкки Лескеля (Jukka Leskelä) переход в новую эру экологически чистых технологий — это именно то, к чему он готовился на протяжении всей своей карьеры. Лескеля проявлял большой интерес к вопросам изменения климата и экологической политики с момента, когда он написал свою магистерскую диссертацию на тему технологий для контроля за выбросами и защиты окружающей среды, и до сегодняшнего дня, когда он является управляющим директором Energiateollisuus (Finnish Energy) — отраслевой ассоциации энергетических, газовых и теплоснабжающих компаний Финляндии.
Что ждет нас впереди в области производства энергии, когда экзистенциальные размышления, вызванные пандемией, подчеркивают необходимость устойчивого будущего?
Прочитайте это интервью, чтобы узнать о том, откуда берет начало энтузиазм Лескеля по отношению к окружающей среде, какие возможности энергетическая революция дает финской энергетической индустрии, как пандемия COVID-19 поможет исправить климатические изменения, и многом другом.
Вы посвятили свою карьеру решениям вопросов энергетики, окружающей среды и изменения климата. Откуда такое внимание к этим областям?
Еще будучи школьником, я интересовался вопросами окружающей среды, а также природой и, в особенности, птицами. Я уроженец Валкеакоски, типичного небольшого городка, построенного вокруг бумажной фабрики в центре озерного края Финляндии. Присутствие завода и связанные с ним экологические проблемы были для меня частью повседневной жизни. В какой-то момент у меня возникла, возможно, немного наивная мечта — найти занятие, благодаря которому можно будет уладить эти экологические разногласия. Это и явилось предпосылкой моего карьерного пути.
Сегодня вы возглавляете отраслевую организацию Energiateollisuus, занимающуюся промышленной политикой и политикой рынка труда в энергетическом секторе, членами которой являются 270 участников рынка. Как бы вы описали работу ассоциации?
Если коротко: наша задача — донести до лиц, принимающих решения, мнения и взгляды наших компаний-членов. Мы также ищем, производим и предлагаем решения, которые способствуют достижению обществом его целей, например, в отношении сокращения выбросов, но в то же время создают достаточные условия для работы предприятий в нашем секторе.
Какова ваша роль в этой организации?
У меня в некотором смысле двойная роль, как у менеджера футбольной команды. С одной стороны, я лицо команды и представляю энергетический сектор в целом. Это включает в себя множество разнообразных задач: от представления самих себя в разных кругах до интервью, подобных этому.
С другой стороны, мой долг — обеспечить максимальную эффективность работы организации и всего энергетического сектора. Есть много идей и точек зрения, связанных с этим сегментом рынка, среди которых изменение климата в настоящее время является центральной и важнейшей темой. В то же время доступность и безопасность энергии, затраты и надежность поставок также являются важными социальными вопросами. Внесение вклада в решение этих вопросов — большая и постоянная часть нашей работы. Мы должны быть продуктивными, занимая определенную позицию и одновременно отвечая на вызовы и инициативы, исходящие от общества. Этих инициатив может быть много: например, новые законодательные меры, а также положение, направление развития и политика энергетического сектора. Посреди всего этого я делаю все возможное, чтобы продвигать нашу команду вперед.
Вы внимательно следите за энергетическим сектором Финляндии на протяжении десятилетий. Как он развивался эти годы?
В последние десятилетия произошел колоссальный прогресс в области производства энергии, а также изменился сам подход к сектору, что доставляет мне огромное удовлетворение. В начале тысячелетия энергетический сектор все еще оставался очень традиционной отраслью производства, которая казалась очень стабильной, и не было причин полагать, что деятельность вдруг изменится и не будет такой же, как раньше. Однако, и это стало происходить весьма быстро, отношение к вопросам климата начало существенно меняться. Стало очевидным, что по технико-экономическим причинам, а также из-за изменений в политике в области климата, энергетики и окружающей среды, сектору было необходимо найти способы стать более устойчивым. Мы начали работать над этим уже 15 лет назад, и результаты просто отличные. За последние 10 лет выбросы от производства энергии сократились вдвое и снова сократятся вдвое к 2030 году, как только компании получат ресурсы для осуществления необходимых инвестиций, направленных на сокращение выбросов и внедрение более устойчивых технологий. Таким образом энергетический сектор вносит весомый вклад в достижение Финляндией своей цели стать углеродно-нейтральной страной к 2035 году.
Еще одним важным изменением стало то, как компании видят своих клиентов, поскольку важность взаимодействия с потребителями возросла. Если немного упростить, то традиционно энергетические компании снабжают своих клиентов горячей водой, электричеством и присылают счета, надеясь, что клиенты их не побеспокоят. Сегодня, когда клиенты инвестируют в энергетические системы, такие как тепловые насосы, солнечные панели и электромобили, этот традиционный подход заменяется компаниями, которые решают проблемы потребностей клиентов в энергии по-новому, создавая все больше и больше услуг вокруг различных энергетических систем.
Энергетическая отрасль явно серьезно относится к необходимости изменений. Вы упомянули, что можно еще больше сократить выбросы, внедрив новые экологически безопасные технологии. Что это за решения?
Поскольку одной из самых больших и заметных тенденций в отрасли стал переход к производству электроэнергии, при котором возобновляемая энергия ветра и солнца развиваются семимильными шагами, следующей значимой тенденцией станут процессы в газовой отрасли. Мне будет очень интересно посмотреть, как газовый сектор будет способствовать изменениям в энергетике, ведь возобновляемые зеленые, чистые и синтетические газы и топливо могут использоваться для замены их ископаемых аналогов и снижения воздействия на климат.
Одна из самых интересных тем — различные применения возобновляемого водорода. Хотя водород уже используется, например, в нефтепереработке, в настоящее время он производится из природного газа. Сделано множество попыток создать решения в области возобновляемых источников энергии, такие как процесс Power-to-X, с которым в качестве пилотного примера работают компании Wärtsilä и Soletair Power. Там используется электролиз для производства водорода из воды, и этот водород будет превращен в топливо для транспорта или метан. Помимо водорода, для этих видов топлива в качестве сырья необходим углекислый газ, который, например, можно получать из дымовых газов деревообрабатывающей промышленности. Подобное повторное использование биологического углерода было бы отличным решением в рамках экономики замкнутого цикла. Другой пример использования возобновляемого водорода: он может заменить кокс в качестве топлива при производстве стали. SSAB в настоящее время работает над этим, и сейчас они запускают пилотный проект в Швеции. Если все пойдет хорошо, к концу десятилетия на заводе SSAB в Раахе можно будет организовать производство стали на водородном топливе.
Кроме того, мы активизируем наше сотрудничество внутри Финляндии для развития водородных разработок. Вместе с другими отраслевыми ассоциациями Energiateollisuus создает финский водородный кластер. Например, компания по переработке нефти и производству возобновляемого топлива Neste заинтересована в обеспечении своей собственной углеродной нейтральности, а кластер может предоставить подходящую экосистему для достижения этой цели.
Это на самом деле очень актуальные вопросы. Еще один фактор, сильно влияющий на текущий момент, — это пандемия вируса COVID-19, порождающая неопределенность, но также и изменения во многих областях. Как вы думаете, коронавирус станет фактором борьбы с изменением климата или ускорит эти изменения?
Я оптимист, то есть я верю и надеюсь, что это исключительное время ускорит борьбу с изменением климата. Мне нравится думать, что любые перемены — это всегда новые возможности. Изменения в отношении людей к путешествиям и мобильности могут стать постоянными, что может способствовать положительному развитию и откроет новые возможности. По мере того, как люди все меньше путешествуют, уменьшается и потребление топлива. В отрасли давно об этом говорили и ждали, когда же потребление нефти во всем мире начнет снижаться. Я считаю, что происходящие сейчас изменения останутся с нами.
С учетом всех сильных финских ноу-хау, исследований и разработок, какие из решений и инструментов можно использовать для решения проблем изменения климата?
Когда я думаю о финском опыте, мне приходят в голову три технологических области. В Финляндии давно освоено эффективное использование сложных фракций вторичного потребления, то есть различных видов биотоплива в качестве источников энергии. Например, Ahlström и Valmet были одними из первопроходцев, разработавших инновационное решение в сфере экономики замкнутого цикла, так называемую технологию кипящего слоя. Сегодня она повсеместно применяется для получения энергии и использует различные фракции отходов: от оливковых косточек до остатков биомассы чайных плантаций.
Еще одна интересная область — решения для централизованного теплоснабжения. Хотя само по себе такое отопление встречается не только в Финляндии, именно у нас разработана уникальная сеть централизованного теплоснабжения. Она предлагает большие и новые возможности для содействия энергетической революции, потому что успешное энергетическое сотрудничество между отраслями и сообществами берет свое начало именно здесь. На самом деле, у такого рода сотрудничества есть собственный термин, новое модное слово: отраслевая интеграция. У Европейского союза есть своя собственная стратегия интеграции секторов, в рамках которой электроэнергия, отопление, газ, транспорт и промышленные энергетические системы объединяются, позволяя эффективно использовать гибкость друг друга. Финляндия находится в очень выгодном положении, чтобы стать лидером и предоставить свой опыт проектирования, поскольку обширные сети централизованного теплоснабжения уже существуют, обеспечивая исключительно качественно функционирующую готовую инфраструктуру для передачи различных видов тепла. Например, отработанное тепло из центров обработки данных, городов или промышленных объектов можно легко передать в нужные места, уменьшив при этом необходимость в использовании дополнительных видов топлива для отопления. Кроме того, иногда большое количество возобновляемой электроэнергии, например, энергии ветра в ветреную погоду, временно снижает цену на электроэнергию. В этих случаях электричество можно использовать для выработки тепла для системы централизованного теплоснабжения.
Кроме того, происходит постоянный переход к системе, в которой все потребление энергии можно измерять и контролировать в режиме реального времени. Это подтолкнуло финнов к новой области экспертизы, а именно к решениям для интеллектуальных сетей, и Финляндия уже является мировым лидером в области интеллектуальных счетчиков. Эти новые решения включают широкий спектр приложений и услуг, некоторые из которых, например, связаны с автоматическим управлением бытовыми и промышленными энергосистемами и зарядкой электромобилей. Отличным примером может служить компания Virta, которая предлагает интеллектуальную платформу для зарядки электромобилей, способную согласовывать в реальном времени максимально выгодную рыночную цену на электроэнергию. Другими словами, автомобиль автоматически заряжается, когда электричество самое дешевое.
Какой совет номер один вы могли бы дать всем нам по борьбе с изменением климата?
Мой подход к обсуждениям изменений климата заключается в том, что ответственность за борьбу с климатическими изменениями не должна ложиться на граждан в виде вины. Напротив, именно компании должны приложить большие усилия, в то время как общество должно взять на себя ответственность за предоставление компаниям основы и условий, которые сделают эту борьбу возможной.
Но, конечно, людям нужно дать возможность внести свой вклад и помочь сделать правильный выбор. Исходя из этого, я мог бы посоветовать всем узнать о своем собственном углеродном следе. Существует множество онлайн-калькуляторов углеродного следа, которые можно использовать для получения информации о причинах и источниках выбросов, связанных с собственным потреблением и поведением. Затем можно попытаться поразмышлять, могу ли я начать делать что-то по-другому. Эти калькуляторы часто дают также практические советы и предлагают разные идеи.
Вы сделали успешную карьеру в энергетическом секторе. Что в вашей рабочей жизни было наиболее ценным или захватывающим?
Я горжусь, что компании-члены нашей ассоциации хорошо понимают необходимость изменений во всей отрасли. В этой связи одним из главных положительных моментов стало ощущение себя значимой частью трансформации осознания, через которую прошел наш сектор. Еще в 2009 году Energiateollisuus опубликовала видение того, как энергетический сектор станет углеродно-нейтральным к 2050 году. Процесс и результаты этого видения изменили мышление в отрасли в отношении изменения климата и политики с ограничительного и проблемно-ориентированного на поощряющий поиск возможностей и стремление к нахождению решений!
Что самое сложное в вашей работе?
Выстраивание доверия. Я имею в виду, что в обществе немало противоречий, и многие думают, что компании озабочены только деньгами. Я считаю, что с такими предрассудками особенно часто сталкиваются в энергетическом секторе. Хотя в нашем обществе доверие считается одной из главных ценностей, многим по-прежнему трудно поверить в то, что мы занимаемся решением климатических проблем и привержены экологическим целям. Более того, мы призываем к активной климатической политике и к приведению законодательства в соответствие с Парижским соглашением по климату. Разъяснение этой идеи составляет на удивление довольно большую часть моей работы. Это трудоемкая работа, но она приносит удовольствие.
В свободное время вы активно участвуете в деятельности спортивной ассоциации. Это хорошо согласуется с тем фактом, что по работе вы принимали участие в жизни различных ассоциаций и организаций. Как вы нашли свое призвание оказывать влияние таким образом?
Можно сказать, что я по натуре «компанейский» человек и довольно легко вовлекаюсь в разную деятельность. Давным-давно мой сын увлекся легкой атлетикой, и, следуя за ним и поддерживая его в этом хобби, я стал участвовать в деятельности Легкоатлетического клуба города Нурмиярви — подразделения клуба в моем родном городе, где я живу около 25 лет. Забавно, что мой сын ушел из клуба много лет назад, а я остался. Раньше я занимал пост председателя правления клуба, но в последние годы я принимал участие в его деятельности с менее значительной позиции.
Я считаю, что легкая атлетика — очень позитивная среда. Мне доставляет много радости наблюдать, как дети и молодежь искренне радуются не только своим собственным выступлениям, но и участию и успехам своих конкурентов. Также очень полезно организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике. Нужно уметь принимать в расчет неожиданно много различных факторов и уметь улаживать многие вопросы, и для этого требуется большое число организаторов и волонтеров. Намного больше, чем, скажем, при организации футбольных матчей.
Чтобы сохранить баланс работы и свободного времени, вы наблюдаете за птицами. Где находится ваше любимое место для этого хобби?
У нашей семьи совместно с другими родственниками есть общий летний коттедж на берегу Ботнического залива. Проводя время на свежем воздухе, я практически постоянно наблюдаю за птицами. Несмотря на то, что с рождения я человек сухопутный, морские пейзажи и открытое море в сочетании с удивительной природой — то место, куда я хочу возвращаться вновь и вновь.